среда, 9 декабря 2015 г.

Музей невинности Орхана Памука в Стамбуле

Когда-то давно, когда я была совсем маленькой, мне казалось, что моя жизнь – это книга. Ее методично, день за днем, с отдыхом лишь на детсадовский тихий час читает неутомимый медведь. Меня пугала эта мысль, но и радовала вместе с тем. Ведь медведю нельзя было останавливаться или прерываться, так как жизнь моя на этом могла неожиданно закончиться. Шли годы, я забыла про книгу, медведя и бессонные ночи, проходившие в попытке услышать нудноватый медвежий басок. Когда впервые ко мне в руки попала книга «Музей невинности» Орхана Памука, я вспомнила свои детские фантазии о жизни в книге и книге о жизни. Потому что «Музей невинности» - это и была та самая книга, в которой мне хотелось бы жить, просто раньше, до ее прочтения, я об этом не знала. Памук написал роман, частью живого повествования которого является описание музея. Это музей, который главный герой книги посвящает своей возлюбленной. После того, как Памук получил Нобелевскую премию, он потратил ее на создание Музея Невинности, в точности такого, каким до этого выдумал его в книге. Трудно описать мои ощущения от посещения этого места. Сказать, что я физически перенеслась в книгу, будет довольно странно и опрометчиво. Но ничего другого мне не приходит в голову. Ведь Музей Невинности – это настоящий дом, наполненный реальными предметами. Все здесь дышит жизнью и хранит (хорошо знакомую) историю. Кажется, будто люди, описанные в книге, действительно жили в этом пространстве, разговаривали, обсуждали утренние новости, пили чай и задумывались о своем будущем. В общем, были такими же как каждый из нас. И они были здесь совсем недавно, и каждый предмет, выставленный за стеклами витрин, еще помнит их тепло, прикосновение рук и шероховатость кожи. Все здесь настоящее. И то, что грань между вымыслом и действительностью полностью стирается, поражает настолько, что нахлынувшие эмоции трудно перебороть. Они эхом разносятся по внутренним органам, неся по артериям адреналин и выжимая растерянные, но счастливые слезы прямо из слезных желез. И хочется, ужасно хочется, чтобы в Музее Невинности медведь повседневным и ничего незначащим тоном читал и читал эту чудесную книгу под названием «Музей невинности».
 

Поразителен подход, с каким Памук создавал свой музей. Он действовал как художник, стилист и декоратор. От частного к целому и от целого к частному. Он придирчиво искал и дотошно выбирал каждый предмет, который потом стал частью коллекции музея, дополнив ее и сделав совершенной каждую отдельно взятую композицию. А предметов здесь огромное множество, хочется рассматривать, переходить к следующим, возвращаться и снова рассматривать. Каждая витрина посвящена каждой главе в книге, носит то же название и демонстрирует предметы, которые упоминаются в ходе повествования. В главе 36 книги «Музей невинности», которая называется «Маленькая надежда облегчить боль» Памук пишет: «В моем музее выставлен воротник от пижамы, которая в тот вечер была на моем отце, и одинокий отцовский тапок, неприкаянный вид которого всегда будил во мне грусть». И в витрине 36 Музея невинности, которая называется «Маленькая надежда облегчить боль», выставлен воротник от пижамы и один тапок. Одинокий, неприкаянный, без пары.


Памук подробно зарисовывал и описывал содержание каждой витрины в музее, и об этом есть небольшая экспозиция на последнем этаже, где посетители могут посмотреть на его наброски. Я воображаю, с какой любовью он создавал свое прекрасное детище из на первый взгляд никому ненужного хлама. В его руках каждый ржавый ключ, поношенный пупс и выцветшие фотографические карточки обрели новую жизнь, новый смысл, и стали искусством. На мой взгляд, сегодня, в 21-ом веке, когда все уже сказано и большого прорыва в художественной сфере уже не стоит и ждать, именно таким и должно быть искусство. Личным и наполненным глубочайшими смыслами, которые подготовленный зритель считает по представленным на его суд визуальным кодам. Только тогда у него будут наворачиваться слезы, и только в таком случае он сможет ощутить катарсис.


Музей невинности – это маленький личный музей. Находясь здесь, понимаешь, что вещи – это и есть летопись нашей жизни. Маленькие повседневные события, радости, разочарования, слова и поступки мы связываем с вещами, которые нас в тот момент окружали. Возможно, вам когда-то приходилось «стащить» что-то незначительное, связанное с человеком, которого вы в тот момент любили или были каким-то особым образом им увлечены. Неважно что, салфетку, из которой он складывал журавлика во время вашего свидания, или картонку, на которой стоял его бокал вина. Со мной такое случалось, но моя временная страсть выветривалась, и предметы, хранящие историю, пропадали куда-то вместе с ней. Если бы в моей жизни случилась такая любовь, как у Кемаля к Фюсун, то я, возможно, могла бы собрать свой Музей Невинности. Во всяком случае, я чувствую в себе потенциал. И люблю вещи. И, положа руку на сердце, я совершенно искренне считаю, что собирать (в смысле коллекционировать) окурки любимого человека – это самое романтичное проявление любви, какое только было изобретено человечеством. В книге «Музей невинности» Кемаль 8 лет собирает все окурки от сигарет, которые выкуривает его возлюбленная Фюсун. При входе в Музей невинности Орхана Памука вы видите огромную белую стену, на которую как диковинные бабочки на иголку посажаны 4213 окурков. Каждый из них продатирован и подписан рукой Орхана Памука. Если это не доказательство вечности любви и искусства, то я уже тогда и не знаю, что.




Комментариев нет:

Отправить комментарий